Бюджетные
авиакомпании: дёшево, но сердито ли?!
Если
помните, мы остановились на бюджетных
авиакомпаниях, которые также называют
«лоу-костерами» или «дискаунтерами»
(от английских «low-cost» и «discount»
соответственно). Давайте разберёмся,
что же это за «зверь» и «с чем его едят».
Для
многих людей слово «дёшево» обычно
является синонимом слов «плохо» и
«небезопасно», однако с бюджетными
авиаперевозчиками это правило не
работает. Прежде всего, надо сказать,
что такие компании никогда не экономят
на том, на чём экономить нельзя! Поэтому,
например, известный лоу-костер RyanAir
входит в число самых безопасных
авиаперевозчиков Европы (если вообще
не мира). Не стоит также думать, что при
низкой стоимости билета вы получите
плохой сервис и некомфортный полёт:
сидя на табуретке, лететь не придётся) Так
в чём же заключается секрет низких цен
бюджетных авиакомпаний? Всё
дело в банальной экономии!
Прежде
всего, лоу-костеры избавляют
своих пассажиров от обязательной оплаты
того, без чего вполне можно обойтись:
питания, багажа, регистрации на рейс в
аэропорту и прочих услуг. Всё это,
безусловно, можно себе организовать,
но уже за дополнительную плату. Если же
вы смогли уместить весь свой багаж в
размеры ручной клади, а также убрать из
него предметы, запрещённые для перевозки
в салоне самолёта, или если вам совсем
необязательно вместе с авиаперелётом
получить дополнительную услугу в виде
обеда с неограниченным количеством
напитков, тогда путешествия с бюджетными
авиакомпаниями — наилучший вариант
для вас!
Кроме
продажи различных «полётных» сервисов,
авиакомпании-дискаунтеры обычно предлагают
своим пассажирам другие сопутствующие
(и не очень) товары и услуги:
забронировать отель, арендовать машину,
приобрести чемоданы, календари, футболки
и даже лотерейные билеты! Однако от
всего этого также можно отказаться
совершенно безнаказанно.
Другим
важным фактором экономии является использование
второстепенных аэропортов,
которые взимают более низкие сборы за
обслуживание и при этом являются менее
загруженными, что позволяет сократить
время нахождения самолёта на земле. А,
как известно, время — это деньги! Таким
образом, например, вместо основного
аэропорта Франкфурта, вам предложат
полёт в менее известный «Ханн», находящийся
в 100 километрах от города, а вместо
загруженного лондонского «Хитроу»
привезут в тихий и спокойный «Станстед».
Однако не всегда полёты во второстепенные
аэропорты могут быть менее удобными,
чем в основные. Так, например, приземлившись
в относящемся к Милану «Орио ал Серио»,
на дорогу до города вы потратите почти
столько же времени, сколько из основного
аэропорта «Мальпенса».
Низкие
тарифы лоу-костеров обеспечивается
также прямыми продажами
билетов через Интернет,
иначе говоря, вы не будете платить
комиссию посредникам или «скидываться»
на содержание офисов продаж самой
авиакомпании. Впрочем, за отдельную
плату приобрести билеты можно через
специальные call-центры. Стоит также
учитывать сокращение расходов на
бумажные билеты и персонал в аэропортах:
самостоятельно зарегистрировавшиеся
через Интернет пассажиры вполне могут
распечатать свои посадочные талоны на
домашних принтерах или же им придётся
отдельно заплатить за регистрацию на
рейс в аэровокзале.
Важным
условием работы авиакомпаний-дискаунтеров
является вышеупомянутый принцип
«время — деньги»: чем
больше рейсов самолёт произведёт за
один день, тем больше прибыль. Именно
поэтому лоу-костеры летают в основном
на небольшие расстояния внутри одного
континента. Необходимо также исключить
различные причины задержек рейсов:
опоздания транзитных пассажиров,
перегрузка и потеря багажа. Для этого
перелёты осуществляются по принципу
«point-to-point» (из точки в точку) и стыковочные
рейсы не предусмотрены. Иначе говоря,
при полётах с бюджетными авиакомпаниями
вся ответственность за пересадки с
одного рейса на другой лежит на пассажире.
Однако у такой системы есть и существенный
плюс: билеты можно покупать как
«туда-обратно», так и только в один
конец, стоимость от этого не изменится.
Единственным
реальным минусом авиакомпаний-дискаунтеров
является невозможность
сдать или обменять билеты:
обычно дешевле купить новый, чем внести
изменения в старый проездной. Но с другой
стороны, и у небюджетных авиакомпаний
во время распродаж вы, скорее всего,
купите билеты, которые не подлежат
обмену и возврату, — это стандартный
принцип рекламных акций причём не только
в области авиаперевозок.
И
последняя, практически не влияющая на
пассажиров, но от этого не менее важная
статья экономии бюджетных авиакомпаний
— это использование
новых самолётов только одного типа.
Таким образом, значительно снижаются
затраты на подготовку пилотов и механиков,
а также на техническое обслуживание и
ремонт самого воздушного судна. Кстати,
именно эксплуатация новых самолётов
позволяет лоу-костерам занимать первые
строчки в рейтингах безопасности
авиакомпаний.
В
заключение хотелось бы отметить, что
далеко не каждый дискаунтер неотступно
следует всем вышеперечисленным правилам.
О том, какие компании на сегодняшний
день присутствуют на рынке, читайте
далее!
Бюджетные авиакомпании Европы
Жёсткого списка авиакомпаний-дискаунтеров не существует, однако среди европейских перевозчиков смело можно назвать три основных лоу-костера: RyanAir, EasyJet и WizzAir. Они обычно предлагают наиболее привлекательные цены, но при этом практически не предоставляют дополнительных бесплатных услуг. Получается, что при минимальной стоимость перелёта вы покупаете минимум сервиса, однако в любом случае он будет европейского уровня и именно в том объёме, который был прописан при покупке билетов! Главное здесь — внимательно читать правила авиакомпании на её официальном сайте, ну и просматривать отзывы и советы уже летавших пассажиров тоже не будет лишним.
Наиболее жёсткими условиями «славится» самый популярный среди россиян европейский дискаунтер, авиакомпания RyanAir. Кроме строгого контроля за соблюдением норм бесплатного провоза ручной клади, данный перевозчик имеет довольно сложную систему покупки билетов и дополнительные скрытые платежи, которые появляются в процессе оплаты перелёта. Однако порой все эти мучения стоят того, чтобы летать по тем соблазнительно низким тарифам, которые предлагает RyanAir!
Единственным серьёзным минусом трёх вышеперечисленных авиакомпаний-дискаунтеров является то, что они не летают и, наверное, ещё не скоро начнут летать из городов России. Поэтому для того, чтобы путешествовать этими лоу-костерами, вам придётся доехать до ближайшей европейской страны: у RyanAir — это Прибалтика и Финляндия, у EasyJet — только Эстония и Финляндия, в случае с WizzAir ехать придётся до Украины, Латвии, Литвы или опять до Финляндии. Можно также самостоятельно стыковать рейсы этих авиакомпаний с другими с пересадкой в Европе.
Однако тем, кто хотел бы летать непосредственно из России не стоит расстраиваться. Такие пассажиры могут воспользоваться услугами лоу-кост авиакомпаний чуть более дорогого уровня, например, AirBaltic или AirBerlin. Хотя последний перевозчик с трудом можно отнести к бюджетным по количеству дополнительных бесплатных услуг, однако цены немецкой авиакомпании порой бывают такими же «вкусными», как и у традиционных лоу-костеров.
Поиск и покупка билетов
Как уже было сказано выше, билеты бюджетных авиакомпаний обычно не продаются в кассах или агентствах, их можно приобрести исключительно через Интернет. Это правило распространяется, прежде всего, на стопроцентные дискаунтеры (RyanAir, EasyJet и WizzAir). Есть, правда, разные «умники», предлагающие в Интернете свои услуги по покупке лоу-кост билетов для тех, кто в этом ничего не соображает, но я бы не советовала связываться с такими «умельцами». Почему, думаю, не нужно объяснять.
Однако, работая непосредственно с сайтами различных авиакомпаний-дискаунтеров, подбирать наиболее выгодные билеты не очень удобно. Для этого опять же можно воспользоваться сайтами-поисковиками, о которых я уже писала в предыдущем посте. Правда, надо сказать, что не все они работают с базами данных лоу-костеров, но упомянутые ранее Momondo.com и Skyscanner.ru точно смогут предложить вам что-нибудь бюджетное. Если вы всё же хотите самостоятельно разработать маршрут путешествия, то для этого вам необходимо будет знать, какие авиаперевозчики летают в нужном вам направлении. С этим поможет разобраться сайт Whichbudget.com, который собрал у себя базу всевозможных бюджетных и не очень авиакомпаний.
Ну и напоследок ещё пара советов…
• Итоговая стоимость билетов у авиакомпаний-дискаунтеров обычно состоит из нескольких частей, причём на рекламных баннерах вы увидите только «чистую» цену за перелёт. Однако в процессе оформления билетов к этой цифре прибавятся аэропортовые и топливные сборы, комиссия за оплату по банковской карте, а у RyanAir, например, ещё и обязательная плата за он-лайн регистрацию на рейс. Поэтому помните, что итоговая стоимость за перелёт будет показана на самом последнем шаге непосредственно перед тем, как вы нажмёте «Оплатить». Да, и перед нажатием заветной кнопки внимательно прочитайте правила авиакомпании и особенно порядок возврата и обмена билетов!
• Не стоит забывать и о дополнительных платных сервисах бюджетных авиакомпаний: багаж, питание, приоритетная посадка (ведь места в самолётах дискаунтеров распределяются по принципу «кто первый встал — того и тапки»). Здесь, однако, можно применить маленькую хитрость: если вы летите компанией (и чем больше — тем лучше), тогда багаж можно купить один на всех и то только на обратную дорогу (с сувенирами), ведь плюс к этому у каждого из вас ещё будет возможность взять с собой по одному месту ручной клади! Приоритетную посадку тоже можно купить кому-то одному, кто поднявшись на борт самолёта раньше остальных, займёт необходимое количество мест на всю компанию.
• И последнее, что нельзя не учитывать при полётах с лоу-костерами — это стоимость переезда до аэропорта вылета и из аэропорта прилёта, ну и соответственно обратно. Иногда получается так, что обычный небюджетный вариант поездки оказывается примерно равен по стоимости сумме лоу-кост перелёта и транспорту до аэропорта. Тогда, конечно, проще взять обычные билеты и ни о чём больше не волноваться.
Подводя итог этой «лекции» о бюджетных авиакомпаниях, нужно сказать, что данный вариант перелётов, конечно, подойдёт не всем! Однако если вы путешествуете с небольшим количеством вещей, ради экономии не поленитесь сделать в дорогу пару бутербродов и не побоитесь ехать с пересадками (с автобуса на самолёт, а иногда и ночёвками в аэропорту, что довольно весело с большой компанией друзей), тогда бюджетные авиакомпании — это то, что вам нужно! Правда, по собственному опыту могу сказать, что приобретать билеты авиа-дискаунтеров стоит только в случае действительно очень хороших цен. Иначе экономия в 10–20 % при довольно ограниченном перечне бесплатных дополнительных услуг и утомительных пересадках может себя не оправдать. Только не забывайте о том, что по-настоящему бюджетные билеты лоу-костеров, как и обычных авиакомпаний, нужно приобретать заранее или ловить во время специальных рекламных акций!
Европейские авиа-бюджетники: кто кого и почему?
Теперь настало время более детального рассмотрения, для которого я выбрала три основных европейских дискаунтера: RyanAir,EasyJet и WizzAir.
Пальму первенства у жителей Северо-Запада россиян уже который год подряд стабильно удерживает ирландский лоу-костер RyanAir. С довольно сильным отрывом за ним пытается угнаться британский EasyJet, которому, в свою очередь, практически дышит в затылок украинский WizzAir. Почему же так неравномерно распределяется любовь неизбалованных дискаунтерами российских путешественников? Ответ на этот вопрос лежит на поверхности, а точнее на поверхности маршрутной карты самих авиакомпаний!
Самым бесполезным для наших соотечественников является EasyJet, ближайшие аэропорты которого находятся только в Хельсинки и Таллине. Однако из этих двух городов вместе взятых авиакомпания осуществляет полёты только в четырёх направлениях: — из Хельсинки в Париж, Лондон (Гатвик) и Манчестер; — а из Таллина в Ливерпуль и снова в Лондон (Станстед).
Если учесть, что у большинства северо-западных путешественников почти круглогодично имеется в наличии шенгенская мультивиза, а с получением разрешения на въезд в Британию, напротив, возникают серьёзные проблемы, то из интересного остаётся только один Париж. Хотя некоторых и туда особо не тянет )))
С точки зрения ближайших к России аэропортов лоу-костер WizzAir кажется более интересным. Его самолёты вылетают в Европу по следующим направлениям: — из финского Тампере в Гданьск; — из финского же Турку снова в Гданьск и ещё в Будапешт; — из Риги в Осло и Лондон; — из Вильнюса в Рим, Милан, Барселону, Стокгольм, Лондон, Корк, Шеффилд и Эйндховен; — а из Киева в Стокгольм, Осло, Гамбург, Дортмунд, Кёльн, Лондон, Меммингем, Венецию, Катовице, Анталию и Симферополь.
Однако и здесь, на мой взгляд, имеется один серьёзный минус: расстояние от российской границы (не считая Калининградский «пяточёк») до ближайшего аэропорта WizzAir составляет около 200 километров (и то, если измерять по прямой). А ведь в Европу летают не только жители самых приграничных городов! Таким образом, украинский бюджетник имеет свой российский фан-клуб исключительно в Калининградской области, откуда рукой подать до польского Гданьска, из которого дальше с WizzAir можно полететь вообще по всей Европе!
А теперь давайте посмотрим на маршрутную карту RyanAir! Прежде всего, мы увидим ближайшие к российской границе аэропорты Таллина и финского городка Лаппеенранта (да, с произношением придётся потренироваться) )) Последний вообще находится в 20 километрах от России, поэтому даже разогнаться на классных финских дорогах не успеете! Кроме того, авиакомпания осуществляет полёты из менее удобных городов: Тампере, Риги, Вильнюса и Каунаса, который вдобавок является ещё и одним из базовых аэропортов компании.
В итоге интересная для нас часть маршрутной сети RyanAir выглядит следующим образом. Бюджетник осуществляет полёты из ближайших к нам городов: — из Лаппенранты в Дюссельдорф (Вееце), Брюссель (Шарлеруа) и Милан (Бергамо); — из Таллина в Бремен, Дублин, Дюссельдорф (Вееце), Милан (Бергамо), Осло (Рюгге), Стокгольм (Скавста), Барселону (Жирона), Лондон (Лутон), Ист-Мидлэндс и в Эдинбург.
Более удалённые от российской границы аэровокзалы предлагают вылеты в следующих направлениях: — из Тампере в Аликанте, Бремен, Эдинбург, Франкфурт (Ханн), Каунас, Лондон (Станстед), Малагу, Милан (Бергамо), Осло (Рюгге), Пизу, Ригу, Рим (Чампино) и Трапани; — из Риги в Бремен, Бристоль, Брюссель (Шарлеруа), Дублин, Дюссельдорф (Вееце), Ист-Мидлэндс, Франкфурт (Ханн), Глазго (Прествик), Ливерпуль, Лондон (Станстед), Милан (Бергамо), Осло (Рюгге), Рим (Чампино), Стокгольм (Скавста), а также в Тампере.
Ну и совсем, на мой взгляд, трудно летать из литовских городов: — из Вильнюса в Рим (Чампино), Милан (Бергамо), Барселону (Жирона), Бремен, Лондон (Станстед) и ещё в Дублин; — и из Каунаса в Аликанте, Милан (Бергамо), Барселону (Жирона), Брюссель (Шарлеруа), Франкфурт (Ханн), Париж (Бове), Дублин, Гётеборг, Осло (Рюгге), Стокгольм (Скавста), Тампере, а также на острова Кос и Родос и во множество городов Великобритании (их всех я даже перечислять поленилась).
Получается, что с точки зрения маршрутной географии, RyanAir имеет два неоспоримых преимущества перед конкурентами: близкие к России аэропорты и большой перечень направлений даже из более дальних городов вылета.
Ну что ж, будем считать теорему о RyanAir успешно доказанной! Позже мы подробнее поговорим обо всех тонкостях, трудностях и нашей большой слабости по отношению к этой бюджетной авиакомпании.
Электронный билет или E-ticket
Большинство авиакомпаний (да и не только авиа) в последнее время перешло на очень удобную систему электронных билетов. Что же это такое и как оно работает?
Оплачивая в Интернете перелёт/проезд/переплыв, вы не можете получить на руки реальный бумажный билет. Вместо этого на указанный вами при покупке e-mail приходит письмо с подтверждением произведённой операции, называемое маршрут-квитанцией. Помимо этого, вся информация о вас и о вашем перелёте/переезде/переплыве заносится в базу данных компании. Такая запись фактически и является билетом, только не обычным, а электронным. Затем уже в аэропорту или на вокзале вас зарегистрируют на рейс, сверив информацию из базы данных с вашим паспортом.
Маршрут-квитанциию, пришедшую на электронную почту, в принципе можно не брать с собой, необходим будет только паспорт, на который был оформлен билет (иногда вместо паспорта требуется банковская карта, по которой осуществлялась покупка). Однако на случай возникновения проблем во время регистрации на рейс лучше всё-таки иметь при себе подтверждение произведённой оплаты билета, поэтому я советую всегда распечатывать маршрут-квитанцию и брать её с собой в дорогу.
Надо также сказать, что и при покупке билетов в обычных кассах или агентствах вам могут выдать маршрут-квитанцию, распечатанную на обычной бумаге, что будет являться вполне законным подтверждением покупки электронного билета. Это совершенно нормально и не нужно этого пугаться.
Бывают и такие ситуации, когда при оплате через Интернет на e-mail приходит самый настоящий билет, который обязательно надо распечатать и иметь при себе во время поездки. Ну и реже всего встречаются компании, билеты которых хоть и оплачиваются через Интернет, но по прибытии на вокзал вам всё равно придётся получить реальный проездной ддокумент в кассе или специальном автомате (ticket machine).
Электронные билеты больше всего распространены у авиакомпаний. Последние же два описанных варианта обычно встречаются на европейских железных дорогах или у автобусных перевозчиков. В любом случае всегда необходимо внимательно читать правила транспортной компании, услугами которой вы решили воспользоваться в своём путешествии.
Он-лайн регистрация на рейс или On-line / Internet check-in
Всем известно, что перед посадкой в самолёт или на паром (реже в поезд и автобус) необходимо пройти регистрацию на рейс. Раньше это делалось исключительно в аэропорту/в порту, однако сейчас с целью сокращения расходов и упрощения процедуры регистрации многие компании позволяют осуществить такую операцию заранее через Интернет. Это и называется он-лайн регистрация или on-line/internet check-in.
После прохождения регистрации на рейс через Интернет вам необходимо распечататьпосадочный талон, по которому вы сможете сдать багаж и пройти сразу на посадку (при вылетах из России нужно ещё завернуть на паспортный контроль). Кстати, сдавать багаж, возможно, вам тоже придётся самостоятельно, считав штрих-код на посадочном талоне в специальном автомате.
Надо также иметь в виду, что далеко не все компании полностью перешли на систему он-лайн регистрации, а те, кто предоставляет пассажирам такую возможность, имеют и свои особенности данной процедуры. Поэтому опять же рекомендую внимательно читать все правила транспортной компании при покупке билетов.
Бюджетные аэропорты: от и до
На самолётах покатались, и хватит: хорошенького понемножку )) Теперь нужно думать дальше, ибо не авиаперелётами едиными живёт путешественник! А живёт он ещё и тем, что ездит от и до аэропортов, которые не всегда располагаются так близко, как того бы хотелось.
В одном из предыдущих постов я уже писала о том, что наиболее выгодные цены на билеты предлагают компании, летающие исключительно из стран Шенгена и из Украины. Поэтому иногда ещё до приобретения билетов на самолёт стоит задуматься над тем, как вы будете добираться до необходимого аэровокзала. Вариантов может быть несколько, однако не все они «одинаково полезны»!
Начнём, пожалуй, с финского аэропорта Вантаа (Хельсинки). Самый бюджетный, но и самый ненадёжный способ добраться до него — это маршрутки и автобусы, ежедневно отправляющиеся из Петербурга от гостиницы «Октябрьская». Оплатить проезд можно прямо на месте, главное уточнить, что вам нужно именно в аэропорт, так как не все перевозчики согласятся на такой маршрут, другие в этом случае — просто повысят цену. К преимуществам этого варианта можно отнести его спонтанность: приехали к «Октябрьской», сели в автобус и отправились в аэропорт. Главное — чтобы были свободные места, что в пиковые сезоны может стать проблемой. Другой трудностью является пересечение границы, так как очереди на ней пока ещё никто не отменял. Прибавьте к этому минимальную ответственность организаторов таких поездок и вы, скорее всего, получите приличную дозу адреналина по пути в аэропорт. В общем, связываться с обычными автобусами и маршрутками я бы не советовала, ну, разве что в самых крайних случаях.
Другой, более надёжный, но менее бюджетный вариант поездки могут предложить многочисленные петербургские компании, которые организовывают трансфер в аэропорт. В этом случае вас довезут, скорее всего, прямо от дома и до дверей аэровокзала, что, несомненно, является большим плюсом. Однако и минусы тоже имеют место быть. Во-первых, всё те же пробки на границах, которые не всегда удаётся предвидеть заранее, хотя трансферные компании и стараются выезжать с достаточным запасом времени. Во-вторых, официальные билеты на такие поездки вам вряд ли продадут, а значит, в случае «чего» невозможно будет и предъявлять какие-либо претензии. Поэтому, останавливаясь на варианте трансфера в аэропорт, обязательно почитайте как можно больше отзывов о компаниях-перевозчиках, чтобы выбрать наиболее надёжную из них.
Надо также сказать, что трансфер — это практически единственный способ добраться ещё до одного финского аэропорта, находящегося рядом с городком Лаппеенранта. Именно оттуда недавно начал совершать полёты самый известный европейский бюджетник RyanAir. Проблема только в том, что рейсы этой авиакомпании совсем никак не стыкуются с графиком движения наземного транспорта, курсирующего между Петербургом и Лаппеенрантой. Поэтому, если вы не планируете останавливаться в финской провинции на ночлег, придётся заказывать трансфер в аэропорт из Петербурга.
Что касается поездок в хельсинкский Вантаа, то здесь есть ещё два более надёжных и удобных варианта. Первый — это паром «Принцесса Мария», курсирующий на линии Петербург — Хельсинки. Более подробный рассказ о нём обязательно будет, но чуть позже. А пока давайте рассмотрим этот вид транспорта именно с точки зрения дороги в аэропорт. Билеты на паром лучше покупать заблаговременно (не позднее, чем за 21 день до поездки), тогда можно получить скидку за раннее бронирование. Советую также попытаться найти попутчиков, чтобы выкупить целиком 4х-местную каюту, это будет дешевле, чем приобретать отдельные места. Плюсы поездки на пароме очевидны: отсутствие очередей на границе и комфортный ночной переезд в горизонтальном положении на мягкой подушке. Но за удовольствия, как известно, надо платить. В данном случае «расплатой» станет довольно ограниченное количество рейсов (только три в неделю), а также не очень удобная дальнейшая дорога до аэропорта. Сначала из морского порта вам придётся доехать до железнодорожного вокзала (на трамвае со странным номером «3Т» до остановки «Rautatieasema»), а затем на одном из автобусов (городском или специальном «аэропортовом») умчаться уже непосредственно в направлении Вантаа. Более подробную информацию о транспорте до этого аэровокзала можно найти на его официальном сайте, а ознакомиться с ценами на билеты по вышеприведённому маршруту — на сайте городского транспорта Хельсинки.
Ну и последний, наиболее надёжный и, на мой взгляд, самый удобный вариант поездки в аэропорт — это рейсовые автобусы. Они проходят границу по «зелёному коридору», то есть без очереди, и практически гарантируют прибытие к месту назначения по расписанию. Кроме того, в непиковые периоды (всё время, кроме Нового года и Рождества) данный вид транспорта выбирают далеко не все путешественники, поэтому финские рейсовые автобусы редко бывают заполненными на сто процентов, а значит, будет место, где разложиться и даже поспать! Из недостатков такого варианта можно отметить несколько более высокие цены, чем у обычных перевозчиков, и чёткое расписание, которое, возможно, не подойдёт под ваш авиаперелёт. Помимо этого, далеко не все рейсовые автобусы привезут вас именно в аэропорт, а не просто к авто- или железнодорожному вокзалу в городе назначения, откуда, впрочем, всегда можно уехать на общественном транспорте. Часто бывает и так, что о необходимости заехать в аэропорт нужно сообщать водителю заранее. Поэтому маршрут и все условия поездки советую внимательно читать на официальном сайте транспортной компании.
Рейсовые автобусы в Финляндию организовываются совместно несколькими финскими и российскими компаниями. Билеты можно приобрести заранее в их офисах или непосредственно во время посадки в автобус (при наличии свободных мест). В Петербурге вы можете обратиться:
• в компанию Saimaan Liikenne, предлагающую маршруты в Хельсинки и Лаппеенранту (вдруг когда-нибудь расписание автобуса подойдёт под рейсы RyanAir!?);
• в компанию Финнорд, которая осуществляет рейсы только в Хельсинки;
• а также в компанию Совавто для поездок в Хельсинки, Лаппеенранту и Турку (последний маршрут может быть полезен тем, кто собирается путешествовать дальше на пароме).
Имеет ли смысл добираться до финских аэропортов по воздуху или железной дороге? На мой взгляд — нет! Самолёты из Петербурга в Лаппеенранту не летают вовсе, а дождаться по-настоящему дешёвых предложений до Хельсинки сложнее, чем «свиста рака на горе». Хотя, надо признать: распродажи всё-таки иногда случаются, но очень-очень редко. Что касается поезда, то с недавним запуском нового высокоскоростного «Аллегро» данный вариант стал ещё более дорогим и при этом остался неудобным, так как доехать на нём прямиком до аэропорта Вантаа не представляется возможным. На пути в Лаппеенранту также придётся делать пересадки, а цена при этом останется совершенно заоблачной.
Ситуация с дорогой до аэропортов Прибалтики немного иная. Обычные автобусы и маршрутки ходят туда намного реже и в меньшем количестве, да и уехать на них так спонтанно, как в Финляндию, вряд ли возможно. Вариант трансфера в аэропорт тоже не пользуется особой популярностью, хотя при желании его можно себе организовать.
Зато существует один довольно бюджетный и очень экзотический маршрут в Эстонию, который, однако, совсем не гарантирует прибытие в аэропорт к назначенному времени. Но, ежели у вас возникнет желание испытать судьбу — то пожалуйста! Сначала на обычном российском автобусе от петербургского автовокзала нужно доехать до границы Ивангород — Нарва, которую можно пересечь пешком (в обнимку с чемоданами). Затем потребуется преодолеть ещё некоторое расстояние «на своих двоих» до нарвского автовокзала, а оттуда уже на эстонском автобусе можно уехать в Таллин.
Единственным более или менее удобным и бюджетным способом добраться до стран Прибалтики являются рейсовые автобусы, организуемые двумя компаниями Ecolines и Eurolines. По сравнению со своими аналогами в Финляндии, прибалтийские автобусы имеют ряд отличий, причём не в лучшую сторону. Они так же идут через границу без очереди, но этот процесс всё равно проходит довольно долго, что приводит к периодическим отклонением от графика движения. Учитывайте это, чтобы не опоздать в аэропорт к своему рейсу. Что касается свободных мест в таких автобусах, то их обычно намного меньше, чем в финских, поскольку альтернативы этому транспорту при поездках в Прибалтику практически нет.
Надо также сказать, что хотя указанные компании и перевозчики называют себя европейскими, но обслуживание пассажиров на российских рейсах у них остаётся «чисто русским». Эколайнс, например, «славится» своим старым, потрёпанным жизнью автопарком, а Евролайнс — частой заменой класса автобусов на более низкий и двойной продажей одних и тех же билетов. Всё это я говорю, конечно же, не для того, чтобы запугать вас: просто и к такому развитию событий надо быть готовым.
Из плюсов прибалтийских перевозчиков, прежде всего, стоит отметить довольно удобное расписание с большим количеством ежедневных рейсов на автобусах разного класса, за это можно похвалить компанию Евролайнс. Зато Эколайнс осуществляет поездки не только из Петербурга, но и из Москвы. Радует также и система продажи билетов, которые можно приобрести как в офисах компаний за наличный расчёт, так и через Интернет, оплатив покупку банковской картой. Кроме того, стоит отметить вполне приемлемые цены, которые периодически становятся ещё более привлекательными во время распродаж, проводимых всё тем же Евролайнсом.
Прибалтийские рейсовые автобусы, как и их финские собратья, не всегда завозят своих пассажиров в аэропорт. Чтобы добраться от автовокзала Риги до аэропорта Лидоста вам придётся воспользоваться городским автобусом № 22, проехав на нём около получаса от остановки «13.janvara iela» до конечной «Riga Lidosta». Расписание движения автобуса можно просмотреть на сайте рижского городского транспорта. Если вы собираетесь вылетать из Таллина, то доехать от автовокзала до аэропорта можно буквально за 5 минут на автобусе № 2 (от остановки «Autobussijaam» до «Lennujaam»), расписание есть на аналогичном сайте таллинского городского транспорта.
Помимо рейсовых автобусов до прибалтийских городов можно добраться и по железной дороге, как из Москвы, так и из Петербурга (кроме маршрута Петербург — Таллин, который организовывают только под заказ турфирм, как чартер). Расписание движения поездов и цены можно посмотреть на сайте Российских железных дорог. Однако надо сразу отметить, что такой вариант будет достаточно дорогим относительно автобусного переезда. Исключение составляет лишь поездка в так называемом «общем вагоне» на некоторых направлениях, но тогда лучше ехать на автобусе, это будет более комфортно. Кроме того, от железнодорожных вокзалов вам опять же придётся добираться до аэропорта на общественном транспорте.
Поскольку главной целью своего блога я ставлю бюджетные путешествия, то говорить о неоправданно дорогом авиасообщении между Россией и Прибалтикой мне даже не хочется. Тогда лучше сразу брать билет на самолёт с вылетом из Петербурга или Москвы и больше ни о чём не беспокоится.
Вариантов пути до аэропорта Киева мне известно только три: уже упомянутые рейсовые автобусы компании Ecolines, поезда Российских железных дорог и самолёты. Возможно, жители граничащих с Украиной регионов знают и другие маршруты, но я скажу честно, что мне они неизвестны.
Кроме всех вышеперечисленных способов добраться до аэропортов соседних государств, можно предложить и самостоятельную поездку на автомобиле для тех, у кого он есть. Однако в этом случае, помимо затраченного на дорогу топлива, необходимо учитывать и стоимость парковки в аэропорту, о чём обычно можно прочитать на официальных сайтах аэровокзалов.
Аэропортов по всему миру очень много, но рецепт для изучения их транспортной доступности один: официальный сайт, где обычно и представлена вся необходимая информация. Однако любителям недорогих путешествий стоит взять на заметку компанию Terravision, которая осуществляет автобусные перевозки от/до множества бюджетных аэропортов Европы. Билеты можно приобрести прямо на сайте или же по прилёту непосредственно в автобусах.
Более подробно обо всех аэропортах, где я успела побывать, расскажу чуть позже в своих отчётах о поездках по конкретным странам. Всё будет, следите за обновлениями!
RyanAir: что это такое и с чем его летят?
Часть первая, подготовительная
Для многих самостоятельных путешественников бюджетные авиакомпании — явление довольно экзотическое. Что уж говорить о начинающих покорителях нашей планеты, для которых один только перелёт может стать целым приключением! Чтобы облегчить жизнь тем, кто впервые решил воспользоваться услугами лоу-костеров, сегодня я расскажу о тех странностях, тонкостях и трудностях, с которыми можно столкнуться в процессе приобретения и использования билетов таких авиакомпаний.
Поскольку самым популярным и в то же время самым сложным в использовании бюджетником является ирландская компания RyanAir, далее речь пойдёт именно о ней! В своём посте я постаралась собрать все самые важные и часто задаваемые вопросы об этом перевозчике и, конечно же, ответить на них! Однако материала внезапно набралось так много, что я была вынуждена разделить его на три части. Сегодня вашему вниманию представляется часть первая, подготовительная!
* * *
P.S. Обращаю ваше внимание на то, что авиакомпания RyanAir периодически изменяет ценники на свои дополнительные услуги, а также правила приобретения билетов, прохождения контроля перед посадкой и осуществления перелётов. Но я ведь не волшебник а только учусь и не могу предсказать, какие нововведения произойдут в будущем. Посему настоятельно рекомендуется обращать внимание на дату публикации данного материала, и в случае каких-либо сомнений в актуальности приведённой здесь информации прошу немедленно задавать все интересующие вас вопросы в комментариях.
1. Где можно купить билеты RyanAir?
Прежде всего, надо сказать, что билеты по самым выгодным тарифам продаются исключительно в Интернете на официальном сайте авиакомпании ryanair.com, поэтому я рекомендую покупать их только там и нигде больше. Если же по какой-то причине вам необходимо связаться с представителем RyanAir, то можно обратиться в специальный англоязычный call-центр, находящийся в Великобритании. Однако необходимо быть готовым к тому, что помимо счёта за междугороднюю связь, вам придётся оплатить и услуги оператора по тарифу 0,10 фунта стерлингов за минуту разговора (это ~ 4,5 рубля). Услуга покупки билетов через call-центр обойдётся в 20 евро за билет на одного пассажира в один конец.
Найти все необходимые телефоны можно в соответствующем разделе сайта компании во вкладке «Reservation Contact Numbers», а затем в «Rest of the World». А звонить лучше всего через программу Skype, о чём подробно рассказывается на её интернет-страничке.
2. Правда ли, что билеты RyanAir можно поймать по цене 1 евро?
Правда, да не совсем! Дело в том, что такие соблазнительные тарифы компания указывает в своих рекламных акциях, но при этом не учитываются многие обязательные доплаты, которые могут значительно увеличить итоговую стоимость билета. Однако справедливости ради стоит заметить, что RyanAir периодически проводит рекламные акции, во время которых некоторые обязательные компоненты цены равны нулю или тому самому пресловутому 1 евро!
3. Как же тогда поймать распродажи или выбрать наиболее подходящее время для приобретения билета по минимальному тарифу?
Предугадать рекламные акции RyanAir практически невозможно, а поймать скидки на какие-то конкретные интересующие вас направления, скорее всего, получится случайно или по чьей-нибудь подсказке. Обычно цены повышаются ближе к дате поездки: сначала раскупают самые дешёвые билеты, затем в продажу поступают места по более высокому тарифу, а когда раскупают и их, то приходит время самых дорогих билетов. Однако если какие-то рейсы не пользуются большим спросом, в один прекрасный момент авиакомпания может объявить на них акцию и все цены «рухнут» до нескольких евро. Но такого может и не произойти! Ведь всё в руках RyanAir ))
Поэтому единственно правильного решения здесь нет, я лишь могу дать несколько советов о том, как не пропустить самые выгодные предложения RyanAir:
• прежде всего, старайтесь навещать сайт авиакомпании и следить за ценами на интересующие вас билеты хотя бы раз в три дня;
• не откладывайте покупку на последний момент: для меня часом «Х» обычно является три месяца до даты предполагаемой поездки, когда надо или покупать билет RyanAir или искать варианты перелёта с другими авиакомпаниями;
• билеты на «горячий» летний сезон, а также на Новый год и католическое Рождество лучше покупать ещё раньше;
• а вообще попробуйте абстрагироваться от направлений и дат и просто периодически проверять цены на перелёты из интересующих вас аэропортов.
4. Можно ли купить билет без паспорта пассажира?
Можно! Для покупки авиабилета RyanAir необходимо указать лишь имя и фамилию путешественника. Если есть возможность, то постарайтесь узнать точное написание этих данных латинскими буквами (как в заграничном паспорте). Хотя право на ошибку, точнее даже на три, вам всё же предоставят: в авиабилетах допускается до трёх расхождений в имени и фамилии пассажира с его паспортными данными.
Проблемы могут возникнуть лишь в том случае, если после приобретения билета путешественник поменяет паспорт, тогда его имя и фамилия будут написаны с применением новой транслитерации. Однако об этом я уже писала в своём блоге ранее, поэтому данную тему затрагивать не будем.
5. Включён ли багаж в стоимость билета?
У RyanAir багаж не входит в стоимость перелёта, однако бесплатно каждый пассажир, достигший возраста двух лет, может провести ОДНО место ручной клади, то есть сумку, которую разрешено взять с собой в салон самолёта. Ограничения для неё таковы: вес не более 10 кг и размеры не более 55 x 40 x 20 см (причём именно в таком соотношении). Обращаю ваше внимание, на то, что различные дамские сумочки, борсетки, сумки с ноутбуком и даже фотоаппараты, висящие на шее, — всё это считается отдельным местом ручной клади. Сюда же относятся и покупки из магазина беспошлинной торговли «Duty Free». Соответственно, если кроме этого у вас будет ещё чемодан или сумка, то они будут считаться багажом, за который придётся платить.
6. Существуют ли какие-то ограничения по вещам, провозимым в ручной клади?
Да, существуют, причём это отнюдь не закидон RyanAir, а правила, установленные для всех пассажирских авиаперевозок в Европе! Прежде всего, вам необходимо ознакомиться с перечнем предметов, запрещённых к провозу в салоне самолёта. Из наиболее любимых и необходимых нам в путешествии к таковым относятся:
• любые жидкости (гели, крема, пасты, пенки, туши, помады и прочее) во флаконах свыше 100 мл и общим объёмом более 1 литра;
• различные колюще-режущие предметы (в том числе почти все маникюрные принадлежности);
• взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества (у меня однажды придрались даже к спрей дезодоранту);
• а также любое оружие или его имитация (в том числе детские игрушки и сувениры).
Радостным исключением из правил являются лишь бритвы с лезвиями, разрешёнными к провозу в индивидуальной упаковке, однако этот пункт правил я обычно распечатываю и беру с собой на случай, если попробуют придраться.
Отдельно необходимо сказать о том, в каком виде допускается провоз жидкостей в ручной клади. Все ёмкости должны быть упакованы в прозрачный закрывающийся пакет размером приблизительно 20 х 20 сантиметров, хотя литр жидкостей туда никак не помещается, но до этого почему-то никому нет дела. Такие пакеты можно взять из дома или приобрести в аэропорту, а иногда они просто выдаются бесплатно перед контролем безопасности.
7. Как же тогда провозить в ручной клади жидкости (всем понятно, какие именно) )), приобретённые в магазинах беспошлинной торговли «Duty Free»?
Такие жидкости разрешается проносить в салон самолёта, однако сделать это можно лишь в том случае, если не нарушена магазинная упаковка товара. Кроме того, у вас могут спросить чек, свидетельствующий о недавней покупке. А вот при пересадке на другой рейс иногда возникают проблемы с товарами из магазина «Duty Free», которые были приобретены в другом аэропорту. В этом случае я рекомендую закупаться алкоголем перед последним рейсом на пути домой.
8. Можно ли брать в ручную кладь медикаменты, а также детское или специальное диетическое питание, объём которого превышает 100 мл?
Можно! Однако будьте готовы объяснить, что вы везёте и по какой причине вам это необходимо. В случае со специальным питанием вас могут попросить попробовать его прямо на контроле безопасности. Кроме того, не стоит пытаться провести детское питание, если с вами не летит ребёнок. Что же касается жидких медикаментов, то работники аэропорта имеют право потребовать соответствующую бумагу от врача (обычно это рецепт).
Более подробно о провозе различных жидкостей в ручной клади читайте в соответствующем разделе сайта RyanAir.
9. Как быть с детскими колясками: считаются ли они багажом или их можно провозить бесплатно?
Если с вами летит ребёнок, возраст которого не превышает двух лет, детскую коляску в сложенном виде можно провозить бесплатно. Если же ребёнок старше указанного возраста, но вы всё равно хотите взять с собой коляску, тогда она будет считаться багажом и за нее придётся платить.
10. Каковы нормы провоза платного багажа и сколько он будет стоить?
Дополнительно к бесплатной ручной клади пассажир имеет право провести до двух единиц платного багажа, каждый из которых по размерам не превышает 81 х 119 х 119 см. При покупке на сайте авиакомпании стоимость первого места багажа весом до 15 кг составит 15 и 25 евро в низкий и высокий сезон соответственно. А вот чемодан в 20 кг обойдется уже дороже: 25 или 35 евро в зависимости от времени поездки. Высоким сезоном считаются периоды: с июня по сентябрь включительно, католическое Рождество и Новый год. Обратите внимание, что для полётов между материком и Канарскими, а также греческими островами введены специальные тарифы на багаж. Весь перечень расценок на различные полётные «радости» можно посмотреть в соответствующем разделе правил авиакомпаний.
От себя хотелось бы добавить, что при условии покупки багажа на каждого из пассажиров, полёты с RyanAir практически всегда перестают быть выгодными. Поэтому если у вас не получается уложиться в ручную кладь, попробуйте хотя бы сократить количество покупаемых багажных мест. Во-первых, подумайте, так ли необходимо вести большую сумку в отпуск, при условии, что обратно вы повезёте ещё и кучу сувениров? Постарайтесь на пути «туда» обойтись только ручной кладью, а вот на обратную дорогу можно купить багажное место для магнитиков, вина или результатов успешного шоппинга. Во-вторых, если вы летите с компанией друзей или с семьёй, то всё непоместившееся в ручную кладь можно уложить в одно багажное место, которое будет использоваться всеми участниками группы. Таким образом, непосильная плата в 15–35 евро разделится между несколькими путешественниками.
11. Что такое приоритетная посадка и для чего она нужна?
При регистрации на рейсы обычных авиакомпаний вам выдается посадочный талон с местом. У RyanAir такого не бывает, зато действует известное правило «кто первый встал, того и тапки». То есть чем раньше вы поднимитесь на борт, тем больше будет выбор мест. Для этого и нужна приоритетная посадка, которая даёт право быть одним из первых, кого запустят в самолёт. И стоит это удовольствие «всего лишь» 5 евро на человека!
Вообще, на мой взгляд, эта услуга — вещь совершенно бесполезная. Исключением являются только два случая: если вы летите с детьми или большой компанией. Тогда степень вашей мобильности заметно снижается, но при этом сидеть в самолёте всем вместе по-прежнему хочется. В этой ситуации, конечно, стоит задуматься над приобретением приоритетной посадки или просто научиться быстро бегать, распихивая локтями потенциальных соперников за место в самолёте)
Хотя и здесь имеется маленькая хитрость. В тех аэропортах, где до трапа пассажиров подвозит автобус, действует немного другая схема: кто последний вошёл в автобус, тот выйдет из него первым и первым же зайдёт в самолёт. Поэтому прежде чем купить приоритетную посадку иногда полезно более подробно разузнать про аэропорт, из которого вы вылетаете.
12. Какие банковские карты подойдут для оплаты билетов?
Для осуществления покупки на сайте RyanAir, как и везде в Интернете, подходят карты Visa Classic и MasterCard Standard, о которых я писала в самых первых постах своего блога. Однако за проведение операции по картам данного вида авиакомпания снимет с вас сервисный сбор в размере 2 % от стоимости покупки. Избежать этого можно лишь в том случае, если производить оплату по виртуальной карте MasterCard Prepaid.1
Отличие такой карты от стандартных Visa и MasterCard заключается в том, что она не имеет физического воплощения, выпускаясь только в электронном виде (как электронные билеты). В России MasterCard Prepaid можно создать с помощью сервиса Яндекс. Деньги. Более подробную информацию об этом читайте в соответствующем разделе официального сайта данной системы.
С точки зрения покупки билетов RyanAir, достоинство MasterCard Prepaid очевидно — это экономия на сборе, который взимается при оплате по обычной банковской карте. Однако у виртуальных карт существует и целый ряд минусов, вот лишь самые явные из них:
• карта является одноразовой, а значит, для каждой следующей покупки вам придётся создавать её заново;
• отсутствует возможности пополнения карты, что особенно плохо при покупке билетов, цены на которые могут меняться чуть ли не каждый час;
• ну и самое неприятное — это комиссии, взимаемые за всё подряд (пополнение счета Яндекс. Денег, создание карты и многое другое), в результате чего выгода может получиться совсем незначительная.
В общем, на мой взгляд, такая «овчинка» совсем не стоит своей «выделки». Сначала вы намучаетесь с созданием карты и переводом денег, потом потеряете на различных комиссиях, и в итоге будете уже не рады сэкономленным 2 %. Заморачиваться с виртуальными картами стоит лишь в случае единоразовой покупки большого количества билетов по очень хорошей цене. Тогда и карту можно будет создать только одну и комиссия, исчисляемая в процентах от её номинала, будет более или менее сопоставима с сэкономленным сервисным сбором.
13. Можно ли стыковать рейсы RyanAir и кто в этом случае будет нести ответственность за пересадку?
Как я уже писала ранее, отличительной чертой бюджетных авиалиний является система полётов «point-to-point» (из точки в точку), которая не предусматривает согласованных стыковок рейсов. Таким образом, на сайте авиакомпании вы сможете приобрести только отдельные билеты на каждый из перелётов, самостоятельно рассчитав, сколько времени у вас останется на пересадку. При этом вы берете на себя всю ответственность за возможные проблемы при задержке или отмене одного из рейсов. В случае если это всё-таки произойдёт, авиакомпания вернёт вам деньги только за один перелёт «туда-обратно» или перебронирует билеты на другой день, а вот со второй парой рейсов вы будете разбираться уже самостоятельно.
Поэтому если вы всё-таки решили лететь с несогласованной пересадкой, обязательно заложите в неё запас времени на случай задержки первого рейса: между полётами у вас должно быть минимум 3 часа. Кроме того, необходимо быть готовым и к более непредвиденным ситуациям, как морально, так и организационно. Продумайте вариант, при котором вы застреваете в городе пересадки до следующего рейса, поищите места возможных ночёвок или альтернативные перелёты.
Возможен также вариант с более длительной остановкой в месте пересадки, если оно представляет из себя что-то интересное. Тогда вы можете организовать небольшую культурную программу между двумя рейсами или даже запланировать ночёвку. Кстати о ночных пересадках! Если избежать таковой не получается, то совсем необязательно тратиться на отель, ночь можно провести и в аэропорту. Любители таких экстремальных пересадок даже создали специальный сайт Sleepinginairports.net, где описываются условия ночёвки в различных аэропортах мира.
Niciun comentariu:
Trimiteți un comentariu